Права и ответственности сторон при психологических консультациях и терапии

Термины:

Психолог – специалист с высшим психологическим образованием;

Клиент – получатель услуг Психолога;

Заказчик —  лицо, которое заказывает и оплачивает услугу Психолога;

Психотерапевтическая рамка – свод правил, по которым строится взаимодействие Психолога и Клиента.

I. Права и ответственность Психолога.

  1. Психолог должен обладать высшим психологическим образованием, дополнительным образованием в рамках используемых методов, должен проходить личную психотерапию, супервизию и интервизию в целях расширения кругозора, повышения квалификации и для накопления опыта для более тонкого и глубокого понимания Клиента.
  2. Психолог может предоставить Клиенту достоверную информацию о своем образовании и практическом опыте[1].
  3. Психолог обязуется знать и соблюдать профессиональный этический кодекс.
  4. Психолог обязан соблюдать принцип конфиденциальности: не передавать третьим лицам то, что обсуждалось с Клиентом на встречах, не разглашать личную информацию клиента, по которой его можно узнать.
  5. Психолог должен объяснить Клиенту, как организован процесс психотерапии и обсудить его продолжительность[2].
  6. Психолог обязан следить за особенностями пространства («психотерапевтическая рамка»), в котором протекает психотерапевтический процесс, т.е. следить за соблюдением сторонами правил безопасности, границ времени, оплат и ответственности. Психолог обязан при нарушении «психотерапевтической рамки» провести анализ причин нарушений[3].
  7. При необходимости ведения аудио- и видеозаписей встреч Психолог должен объяснить Клиенту цели ведения и получить разрешение Клиента на ведение аудио- и видеозаписей встреч.
  8. При использовании описания случая Клиента в научных и научно-популярных публикациях, в супервизиях и интервизиях Психолог должен получить разрешение Клиента и изменить его анкетные данные.
  9. Психолог должен объяснить Клиенту, что он может для него сделать, а чего не может. Психолог

— НЕ может помочь за один сеанс;

— НЕ ставит диагноз;

— НЕ может избавить от неприятных чувств;

— НЕ может исправить кого бы то ни было из окружения Клиента;

— НЕ может переделать самого Клиента;

— НЕ отвечает на вопрос «Что с этим делать?»;

— НЕ ищет для Клиента работу, партнера, деньги;

— НЕ принимает решений вместо Клиента;

— НЕ обучает;

— НЕ отвечает на вопросы о чувствах / состояниях Клиента в переписке и за пределами очередной встречи;

Психолог может

— внимательно относиться к тому, что говорит Клиент, анализировать содержание сказанного и озвучивать свои мысли в адаптированном для Клиента виде, в том числе, в форме интерпретаций;

— вслушиваться в то, как говорит Клиент, корректируя свое понимание сказанного;

— обращать внимание на феномены Клиента, выбирая, когда и как вносить их в данный терапевтический процесс;

— предполагать, что может чувствовать Клиент в данный момент;

— понимать, как развиваются данные терапевтические отношения и озвучивать свое понимание, исходя из психологических нужд Клиента;

— задавать вопросы в связи с происходящим или услышанным, направленные на уточнение информации или акцентирование важных моментов;

— проверять и корректировать первичную гипотезу;

— управлять процессом, применяя свой опыт и знания; используя разные инструменты и техники, работая с сопротивлением, переносами, привязанностью, с аффектами, смыслами, границами, данностями, травматикой, субличностями, эго-состояниями, регрессами и пр.;

— иметь индивидуально выстроенную стратегию и тактику, корректировать их по ходу работы, соотнося с изменениями в состоянии клиента, в его внешней и внутренней жизни, учитывать индивидуальный ритм клиента;

— делать необходимые для работы записи во время встреч и вне их;

— выбирать действия, которые считает наиболее полезными для процесса психотерапии, обсуждая их с Клиентом (продлевать или ограничивать время сессии, увеличивать или уменьшать частоту встреч и пр.);

— порекомендовать Клиенту других специалистов в случае, если чувствует себя не в силах или не в праве помогать Клиенту;

— порекомендовать Клиенту другие формы психологической работы (групповую психотерапию, тренинги, краткосрочное консультирование, консультации врачей различного профиля) в качестве дополнения или альтернативы индивидуальной психотерапии в целях достижения Клиентом максимального результата.

10. Психолог должен объяснить Клиенту условия по оплате его услуг (раздел V).

II. Права и ответственность Клиента

  1. Клиент должен сам определить цели психотерапии и желаемые результаты.
  2. Клиент должен сам принять решение о теме и содержании своей речи, сам регулировать глубину своего самораскрытия.
  3. Клиент должен осознавать, что оказание эффективной психологической помощи возможно только при установлении искренних и честных отношений. Клиент должен предоставлять подробную (на сколько это возможно для него в данный момент) информацию о себе, о своей проблеме, о своих чувствах и мыслях.
  4. Клиент должен понимать, что все решения, касающиеся конкретных изменений в жизни, он будет принимать сам.
  5. Клиент может получать необходимую информацию о методах, используемых Психологом, и в любой момент может отказаться от любого предложения Психолога.
  6. Клиент обязан вовремя оплачивать встречи с Психологом, согласно договоренности. Пропущенные и отмененные встречи менее, чем за 24 часа до их начала подлежат оплате.
  7. Клиент должен соблюдать временные договоренности о начале и окончании встречи, понимать, что в случае его опоздания, встреча укорачивается на время опоздания.
  8. Клиент может принять решение о завершении работы со Психологом до оговоренного срока или о продлении встреч.
  9. Клиент должен сообщить Психологу о своем решении о завершении работы, после чего посетить ещё одну «завершающую» встречу.

III. Обоюдная ответственность

  1. Психолог и Клиент обязаны исключить прием алкоголя не менее, чем за 24 часа до планируемой встречи.
  2. Психолог и Клиент обязаны исключить из общения все виды насилия (физическое, сексуальное, психическое), а также оскорбительные действия.
  3. На время встречи Психолог и Клиент должны отключать телефоны и не отвлекаться на другие дела (любые отступления от этого правила должны быть исследованы в ходе встречи).
  4. Психолог и Клиент обязаны уведомлять друг друга об отмене или переносе времени не менее, чем за 24 часа до назначенной встречи.
  5. Психолог и Клиент могут вносить изменения в договоренности, если в этом возникла необходимость по ходу совместной работы, после совместного обсуждения.
  6. Психолог и Клиент НЕ могут иметь каких-либо других отношений, кроме отношений в пространстве и времени совместной работы.
  7. Психолог и Клиент при проведении онлайн-встреч несут ответственность за обеспечение онлайн-связи каждый со своей стороны. Утрата онлайн-связи со стороны Клиента не влияет на уменьшение стоимости встречи. При утрате онлайн-связи со стороны Психолога, клиент получает право на увеличение продолжительности следующей встречи на время, которое равно утраченному периоду. Утрата связи фиксируется в используемом мессенджере.
  8. Продолжительность встречи составляет 55-60 минут.

IV. Примечания при работе с несовершеннолетними детьми

В ходе работы с несовершеннолетними детьми их законные представители (родители / опекуны) являются Заказчиками и получателями услуг Психолога, а несовершеннолетние дети – получателями услуг.

  1. В ходе работы с несовершеннолетними детьми их законные представители (родители / опекуны) являются активными участниками психо-коррекционного процесса.
  2. Каждое третье, четвертое или пятое занятие планируется для встречи законного представителя (родителя / опекуна) и Психолога. Данные встречи посвящаются обмену наблюдениями, пояснениям, устранениям возникших вопросов и согласованиям дальнейшего ведения психо-коррекционного процесса.
  3. При отсутствии активного участия родителя в психо-коррекционном процессе Психолог может отказать в предоставлении дальнейших услуг. В таком случае основанием отказа Психолога может явиться неэффективность и односторонность психо-коррекционного процесса.
  4. Необходимость краткой обратной связи Психолога родителю по окончании каждой отдельной встречи с ребенком оговаривается на первой или запланированной встрече Психолога и родителя. В таком случае продолжительность встречи с ребенком составляет 50-55 минут и оставшиеся 2-5 минут отводятся на краткую обратную связь Психолога (возможно в виде аудиосообщения)[4].

V. Условия по оплате услуг Психолога

  1. Психолог работает по предварительной оплате полной стоимости встречи (оплата в день встречи до занятия). Время встречи фиксируется в чате мессенджера (чаще всего WhatsApp).
  2. Пропущенные и отмененные Клиентом встречи (менее, чем за 24 часа до их начала) при любых обстоятельствах подлежат оплате. Пропущенные и отмененные Психологом встречи (менее, чем за 24 часа до их начала) при любых обстоятельствах компенсируются Клиенту следующей БЕЗоплатной встречей.
  3. В ходе длительного курса (от 6 месяцев) стоимость НЕ может быть повышена чаще 1 раза в 6 месяцев. При повышении стоимость встречи НЕ может быть увеличена более 500 рублей.
  4. Возобновление встреч после перерыва в курсе встреч (длительностью более 12 недель) считается новым курсом. Стоимость встреч в новом курсе может быть изменена.

Примечания:

[1] Просмотреть ролик о документах Психолога Цымбалевой Киры Анатольевны возможно здесь.

[2] На страницах «Блога» в рубрике «Работа с психологом» подробно описаны процессы консультирования / терапии и даны ответы на самые частые вопросы здесь.

[3]Нарушения правил Психологом анализируются на супервизиях, нарушения Клиента должны быть исследованы в ходе ближайшей встречи с Психологом.

[4] Появившиеся вопросы рекомендуется записать и оставить до запланированной встречи с Психологом.