Термины:
Психолог – специалист с высшим психологическим образованием;
Клиент – получатель услуг Психолога;
Заказчик — лицо, которое заказывает и оплачивает услугу Психолога;
Психотерапевтическая рамка – свод правил, по которым строится взаимодействие Психолога и Клиента.
I. Права и ответственность Психолога.
- Психолог должен обладать высшим психологическим образованием, дополнительным образованием в рамках используемых методов, должен проходить личную психотерапию, супервизию и интервизию в целях расширения кругозора, повышения квалификации и для накопления опыта для более тонкого и глубокого понимания Клиента.
- Психолог может предоставить Клиенту достоверную информацию о своем образовании и практическом опыте[1].
- Психолог обязуется знать и соблюдать профессиональный этический кодекс.
- Психолог обязан соблюдать принцип конфиденциальности: не передавать третьим лицам то, что обсуждалось с Клиентом на встречах, не разглашать личную информацию клиента, по которой его можно узнать.
- Психолог должен объяснить Клиенту, как организован процесс психотерапии и обсудить его продолжительность[2].
- Психолог обязан следить за особенностями пространства («психотерапевтическая рамка»), в котором протекает психотерапевтический процесс, т.е. следить за соблюдением сторонами правил безопасности, границ времени, оплат и ответственности. Психолог обязан при нарушении «психотерапевтической рамки» провести анализ причин нарушений[3].
- При необходимости ведения аудио- и видеозаписей встреч Психолог должен объяснить Клиенту цели ведения и получить разрешение Клиента на ведение аудио- и видеозаписей встреч.
- При использовании описания случая Клиента в научных и научно-популярных публикациях, в супервизиях и интервизиях Психолог должен получить разрешение Клиента и изменить его анкетные данные.
- Психолог должен объяснить Клиенту, что он может для него сделать, а чего не может. Психолог
— НЕ может помочь за один сеанс;
— НЕ ставит диагноз;
— НЕ может избавить от неприятных чувств;
— НЕ может исправить кого бы то ни было из окружения Клиента;
— НЕ может переделать самого Клиента;
— НЕ отвечает на вопрос «Что с этим делать?»;
— НЕ ищет для Клиента работу, партнера, деньги;
— НЕ принимает решений вместо Клиента;
— НЕ обучает;
— НЕ отвечает на вопросы о чувствах / состояниях Клиента в переписке и за пределами очередной встречи;
Психолог может
— внимательно относиться к тому, что говорит Клиент, анализировать содержание сказанного и озвучивать свои мысли в адаптированном для Клиента виде, в том числе, в форме интерпретаций;
— вслушиваться в то, как говорит Клиент, корректируя свое понимание сказанного;
— обращать внимание на феномены Клиента, выбирая, когда и как вносить их в данный терапевтический процесс;
— предполагать, что может чувствовать Клиент в данный момент;
— понимать, как развиваются данные терапевтические отношения и озвучивать свое понимание, исходя из психологических нужд Клиента;
— задавать вопросы в связи с происходящим или услышанным, направленные на уточнение информации или акцентирование важных моментов;
— проверять и корректировать первичную гипотезу;
— управлять процессом, применяя свой опыт и знания; используя разные инструменты и техники, работая с сопротивлением, переносами, привязанностью, с аффектами, смыслами, границами, данностями, травматикой, субличностями, эго-состояниями, регрессами и пр.;
— иметь индивидуально выстроенную стратегию и тактику, корректировать их по ходу работы, соотнося с изменениями в состоянии клиента, в его внешней и внутренней жизни, учитывать индивидуальный ритм клиента;
— делать необходимые для работы записи во время встреч и вне их;
— выбирать действия, которые считает наиболее полезными для процесса психотерапии, обсуждая их с Клиентом (продлевать или ограничивать время сессии, увеличивать или уменьшать частоту встреч и пр.);
— порекомендовать Клиенту других специалистов в случае, если чувствует себя не в силах или не в праве помогать Клиенту;
— порекомендовать Клиенту другие формы психологической работы (групповую психотерапию, тренинги, краткосрочное консультирование, консультации врачей различного профиля) в качестве дополнения или альтернативы индивидуальной психотерапии в целях достижения Клиентом максимального результата.
10. Психолог должен объяснить Клиенту условия по оплате его услуг (раздел V).
II. Права и ответственность Клиента
- Клиент должен сам определить цели психотерапии и желаемые результаты.
- Клиент должен сам принять решение о теме и содержании своей речи, сам регулировать глубину своего самораскрытия.
- Клиент должен осознавать, что оказание эффективной психологической помощи возможно только при установлении искренних и честных отношений. Клиент должен предоставлять подробную (на сколько это возможно для него в данный момент) информацию о себе, о своей проблеме, о своих чувствах и мыслях.
- Клиент должен понимать, что все решения, касающиеся конкретных изменений в жизни, он будет принимать сам.
- Клиент может получать необходимую информацию о методах, используемых Психологом, и в любой момент может отказаться от любого предложения Психолога.
- Клиент обязан вовремя оплачивать встречи с Психологом, согласно договоренности. Пропущенные и отмененные встречи менее, чем за 24 часа до их начала подлежат оплате.
- Клиент должен соблюдать временные договоренности о начале и окончании встречи, понимать, что в случае его опоздания, встреча укорачивается на время опоздания.
- Клиент может принять решение о завершении работы со Психологом до оговоренного срока или о продлении встреч.
- Клиент должен сообщить Психологу о своем решении о завершении работы, после чего посетить ещё одну «завершающую» встречу.
III. Обоюдная ответственность
- Психолог и Клиент обязаны исключить прием алкоголя не менее, чем за 24 часа до планируемой встречи.
- Психолог и Клиент обязаны исключить из общения все виды насилия (физическое, сексуальное, психическое), а также оскорбительные действия.
- На время встречи Психолог и Клиент должны отключать телефоны и не отвлекаться на другие дела (любые отступления от этого правила должны быть исследованы в ходе встречи).
- Психолог и Клиент обязаны уведомлять друг друга об отмене или переносе времени не менее, чем за 24 часа до назначенной встречи.
- Психолог и Клиент могут вносить изменения в договоренности, если в этом возникла необходимость по ходу совместной работы, после совместного обсуждения.
- Психолог и Клиент НЕ могут иметь каких-либо других отношений, кроме отношений в пространстве и времени совместной работы.
- Психолог и Клиент при проведении онлайн-встреч несут ответственность за обеспечение онлайн-связи каждый со своей стороны. Утрата онлайн-связи со стороны Клиента не влияет на уменьшение стоимости встречи. При утрате онлайн-связи со стороны Психолога, клиент получает право на увеличение продолжительности следующей встречи на время, которое равно утраченному периоду. Утрата связи фиксируется в используемом мессенджере.
- Продолжительность встречи составляет 55-60 минут.
IV. Примечания при работе с несовершеннолетними детьми
В ходе работы с несовершеннолетними детьми их законные представители (родители / опекуны) являются Заказчиками и получателями услуг Психолога, а несовершеннолетние дети – получателями услуг.
- В ходе работы с несовершеннолетними детьми их законные представители (родители / опекуны) являются активными участниками психо-коррекционного процесса.
- Каждое третье, четвертое или пятое занятие планируется для встречи законного представителя (родителя / опекуна) и Психолога. Данные встречи посвящаются обмену наблюдениями, пояснениям, устранениям возникших вопросов и согласованиям дальнейшего ведения психо-коррекционного процесса.
- При отсутствии активного участия родителя в психо-коррекционном процессе Психолог может отказать в предоставлении дальнейших услуг. В таком случае основанием отказа Психолога может явиться неэффективность и односторонность психо-коррекционного процесса.
- Необходимость краткой обратной связи Психолога родителю по окончании каждой отдельной встречи с ребенком оговаривается на первой или запланированной встрече Психолога и родителя. В таком случае продолжительность встречи с ребенком составляет 50-55 минут и оставшиеся 2-5 минут отводятся на краткую обратную связь Психолога (возможно в виде аудиосообщения)[4].
V. Условия по оплате услуг Психолога
- Психолог работает по предварительной оплате полной стоимости встречи (оплата в день встречи до занятия). Время встречи фиксируется в чате мессенджера (чаще всего WhatsApp).
- Пропущенные и отмененные Клиентом встречи (менее, чем за 24 часа до их начала) при любых обстоятельствах подлежат оплате. Пропущенные и отмененные Психологом встречи (менее, чем за 24 часа до их начала) при любых обстоятельствах компенсируются Клиенту следующей БЕЗоплатной встречей.
- В ходе длительного курса (от 6 месяцев) стоимость НЕ может быть повышена чаще 1 раза в 6 месяцев. При повышении стоимость встречи НЕ может быть увеличена более 500 рублей.
- Возобновление встреч после перерыва в курсе встреч (длительностью более 12 недель) считается новым курсом. Стоимость встреч в новом курсе может быть изменена.
Примечания:
[1] Просмотреть ролик о документах Психолога Цымбалевой Киры Анатольевны возможно здесь.
[2] На страницах «Блога» в рубрике «Работа с психологом» подробно описаны процессы консультирования / терапии и даны ответы на самые частые вопросы здесь.
[3]Нарушения правил Психологом анализируются на супервизиях, нарушения Клиента должны быть исследованы в ходе ближайшей встречи с Психологом.
[4] Появившиеся вопросы рекомендуется записать и оставить до запланированной встречи с Психологом.