История о влиянии родительских ожиданий
Детско-родительская консультация. Мама привела дочь 13 лет.
Жаловались на то, что у девочки сильно снизилась успеваемость в школе, появились страхи и эмоциональная неустойчивость. Жизнь в семье стала напряжённой.
Девочка рассказала, что ей страшно получать четвёрки. Поэтому она до 24.00 засиживается за уроками и не высыпается. Появился новый страх отвечать по телефону.
«Синдром отличницы» — подумала я. Спасибо семейному воспитанию!
Работа с семьей
Моё общее впечатление от семьи было двойственным. С одной — благополучная, а с другой стороны – ребёнок явно нуждался в помощи психолога.
При личной встрече с девочкой удалось выяснить подробности. Если она получает четвёрки, то мама сильно расстраивается, а потом переходит на крик с оскорблениями. Ясно, что в данном случае помощью ребенку не обойдемся. Психологическая помощь нужна обоим.
На следующей встрече с мамой обсудили причины состояния ребенка. Во-первых, страх получить четверку завязан на страхе огорчения мамы. Ничего приятного нет в ожидании криков и оскорблений. И эти страхи сформировали повышенную тревожность.
Во-вторых, эмоциональные оскорбления резко снижали самооценку ребенка и подрывали веру в свои силы.
— Неужели моё внимание к школьным успехам дочери может быть причиной? — удивлялась мама.
— Не внимание, а Ваша реакция на успехи! – настаивала я.
Несмотря на долгую растерянность, у женщины хватило мужества признать свои эмоции и включиться в исправление ситуации.
В чём заключалась психологическая помощь?
С мамой учились признавать эмоции, выражать их экологично, не предъявлять претензии к личности ребенка. Для этого пришлось скорректировать родительские амбиции и требования к ребёнку.
А девочку тренировали в более легком взгляде к домашним урокам и, вообще, к оценкам. Пришлось проводить занятия по возвращению самоценности ребенка.
Работа проходила нелегко. Новый взгляд на ситуацию, непривычные формы поведения с трудом давались маме и дочери. Однако через месяц ситуация значительно улучшилась. Снизились тревожность и эмоциональная неустойчивость у ребёнка, стали исчезать страхи, улучшились отношения между мамой и девочкой. Семейная атмосфера наполнилась прежними красками. Ещё через месяц обоюдно пришли к заключению, что работа завершена, поставленные цели достигнуты. И мы расстались весьма довольные друг другом.
Что стало фактором эффективности данной работы?
Помимо профессиональных усилий, фактором успеха стала ответственная позиция мамы. Она не испугалась собственного чувства вины и решительно взялась за изменение своего поведения в отношениях с дочерью. Мама научилась управлять своим гневом, отказалась от крика как способа общения с ребёнком, снизила требования к дочери, научилась принимать дочь такой, какая она есть.
Часто ли родители занимают такую позицию? По опыту знаю, что не часто.
Намного проще остаться в позиции «почините мне ребенка, сделайте его удобным». Чем обходится такая позиция, можете узнать из моей статьи «Почините мне ребенка» на главной странице.
Хотите изменить свою историю? Запишитесь на консультацию!