Top.Mail.Ru

Синдром отличницы

mama-s-rebenkom
История о влиянии родительских ожиданий

Детско-родительская консультация. Мама привела дочь 13 лет.

Жаловались на то, что у девочки сильно снизилась успеваемость в школе, появились страхи и эмоциональная неустойчивость. Жизнь в семье стала напряжённой.

Девочка рассказала, что ей страшно получать четвёрки. Поэтому она до 24.00 засиживается за уроками и не высыпается. Появился новый страх отвечать по телефону.

«Синдром отличницы» — подумала я. Спасибо семейному воспитанию!

Работа с семьей

Моё общее впечатление от семьи было двойственным. С одной — благополучная, а с другой стороны – ребёнок явно нуждался в помощи психолога.

При личной встрече с девочкой удалось выяснить подробности. Если она получает четвёрки, то мама сильно расстраивается, а потом переходит на крик с оскорблениями.  Ясно, что в данном случае помощью ребенку не обойдемся. Психологическая помощь нужна обоим.

На следующей встрече с мамой обсудили причины состояния ребенка. Во-первых, страх получить четверку завязан на страхе огорчения мамы. Ничего приятного нет в ожидании криков и оскорблений. И эти страхи сформировали повышенную тревожность.

Во-вторых, эмоциональные оскорбления резко снижали самооценку ребенка и подрывали веру в свои силы.

— Неужели моё внимание к школьным успехам дочери может быть причиной? — удивлялась мама.

— Не внимание, а Ваша реакция на успехи! – настаивала я.

Несмотря на долгую растерянность, у женщины хватило мужества признать свои эмоции и включиться в исправление ситуации.

В чём заключалась психологическая помощь?

С мамой учились признавать эмоции, выражать их экологично, не предъявлять претензии к личности ребенка. Для этого пришлось скорректировать родительские амбиции и требования к ребёнку.

А девочку тренировали в более легком взгляде к домашним урокам и, вообще, к оценкам. Пришлось проводить занятия по возвращению самоценности ребенка.

Работа проходила нелегко. Новый взгляд на ситуацию, непривычные формы поведения с трудом давались маме и дочери. Однако через месяц ситуация значительно улучшилась. Снизились тревожность и эмоциональная неустойчивость у ребёнка, стали исчезать страхи, улучшились отношения между мамой и девочкой. Семейная атмосфера наполнилась прежними красками. Ещё через месяц обоюдно пришли к заключению, что работа завершена, поставленные цели достигнуты. И мы расстались весьма довольные друг другом.

Что стало фактором эффективности данной работы?

Помимо профессиональных усилий, фактором успеха стала ответственная позиция мамы. Она не испугалась собственного чувства вины и решительно взялась за изменение своего поведения в отношениях с дочерью. Мама научилась управлять своим гневом, отказалась от крика как способа общения с ребёнком, снизила требования к дочери, научилась принимать дочь такой, какая она есть.

Часто ли родители занимают такую позицию? По опыту знаю, что не часто.

Намного проще остаться в позиции «почините мне ребенка, сделайте его удобным». Чем обходится такая позиция, можете узнать из моей статьи «Почините мне ребенка» на главной странице.

Хотите изменить свою историю? Запишитесь на консультацию!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *