Семья — это маленькая вселенная со своими правилами и законами. Мама, папа, дети – это система из звеньев, крепко связанных между собой. В какой-то момент поведение подростка / ребенка начинает приносить неудобства всей семье. И тогда родители приходят к психологу с жалобами на ребёнка: «Как починить ребенка? Он стал неудобным. В остальном у нас полный порядок».
У меня возникает ассоциация: как будто принесли сломанные часы к часовщику. И тогда детский психолог берётся за работу: консультации, психокоррекция, упражнения… Через определенный период родители будут довольны, потому что вначале «часовой механизм» будет работать.
Но ребёнок – это продукт семьи, винтик из системы. И после «починки» ребенок вернётся в свою семью, в ту же систему отношений. А с системой мастер не работал. Он систему не лечил. Кто сильнее винтик или целая система?
Да! Именно поэтому со временем все возвращается к тому, с чего появился повод обращения к психологу.
Что влияет на погоду?
Кроме этого, есть разные внешние социальные и экономические факторы. Они тоже влияют на семью. Школа, социум, отношения на работе, обстоятельства, нехватка сил, средств, времени… Что произойдёт с системой?
Она вновь станет использовать привычные стратегии жизни. И тогда через месяц родители вспомнят психолога, предлагая долечить ребёнка или останутся с обидой, что работа была некачественная.
Поэтому важно понимать, что в системе имеются ключевые звенья. Они жизненно важные, от них зависят изменения, они формируют атмосферу, защищают от внешних факторов, задают темп и курс изменений. Это родители!
«Погода в доме» тоже бывает разной. У каких-то семей отличная атмосфера, единомыслие, сплочённость, взаимопонимание, любовь, доверие. Тогда в семье спокойно, тепло и уютно. Травка зеленеет, солнышко блестит.
А у каких-то семей атмосфера не задалась. Недоверие, претензии, упрёки, измены, агрессия… Дождь, холод, метель, ураган. Может ли этот ребенок жить в Ладу с окружающими людьми?
Ребёнок — это отражение семьи, в которой растёт.
Дети копируют родителей, они слышат, понимают и замечают истинное отношение родителей ко всему происходящему вокруг. Дети впитывают и отражают в себе манеры, поведение и убеждения родителей.
И вдруг силами психолога родители стараются исправить в ребенке свои же непривлекательные привычки и убеждения. Как думаете сохранится ли авторитет родителя в глазах ребенка? А как без авторитета остаться для ребенка в позиции любящего учителя и друга?
Поэтому в работе с детьми и подростками важнее не пресечь «плохое поведение», а научиться понимать его мотивы. Это открывает возможность предотвращать и верно реагировать на нежелательное поведение.
Вот теперь ответьте на вопросы:
- С кем в первую очередь должен работать психолог?
- Есть ли смысл работать с ребёнком, если он вернётся в ту же семейную атмосферу, созданную вами?
Не откладывайте свои вопросы! У ребенка формируется характер! Как он отразится на его и Вашей дальнейшей жизни, предстоит узнать именно Вам!