Top.Mail.Ru

Трудный подросток

podrostok

Об особенностях подростков

Понятие «переходный возраст» появилось лишь в XIX веке в индустриальных странах. Это было связано с тем, что удлинился разрыв между взрослением и социальной взрослостью. Другими словами, увеличилось время обучения и вступления во взрослую жизнь. В современном мире, в отличие от первобытных обществ,  вступление во взрослую жизнь затягивается на несколько долгих лет.

Поэтому обычные подростки нередко стали казаться  «трудными» для своих родителей. Однако, если знать и учитывать психологические особенности подростков, то все оказывается не так страшно.

С целью облегчения вашей жизни, давайте проясним особенности переходного / подросткового периода.

1. Биологические изменения в организме.

В первую очередь, начало периода связано с половым созреванием. Усиливается обмен веществ, формируются и активно функционируют железы внутренней секреции. Все это влияет на центральную нервную систему и отражается на психике. У подростков появляются новые поведенческие реакции, обостряется эмоциональное восприятие, случаются резкие перепады настроения, появляется неусидчивость, ухудшается концентрация внимания, и многое другое.

Но так ли опасен подростковый возраст, как его часто изображают? Ведь все взрослые прошли через него. И ничего, живут же! На мой взгляд подростковый возраст можно сравнить с детскими болезнями. Кто-то доставляет много неприятных переживаний своим родителям, кто-то значительно меньше, а у кого-то этот период проходит без «внешних осложнений.
Конечно, этому есть биологические предпосылки. И все же в основном протекание переходного возраста сильно зависит от родителей, и в целом — от окружающих взрослых.

2. Формирование характера.

Знаете ли вы, что в этот период у детей происходит формирование характера? Если подростка окружают внимательные и психически стабильные взрослые, то переходный возраст не окажется «трудным».

Подросток взрослеет, становится умнее, у него появляются новые интересы и друзья. Когда же взрослые эти изменения рассматривают через негатив, то и отношения складываются непростыми. Закрепляются привычки реагирования.

3. Противоречивые потребности.

Подростковый период – время, когда возникает потребность освободиться от контроля взрослых. Велико желание почувствовать себя самостоятельным и независимым. Главное противоречие возраста – это разрыв между потребностью в признании себя самостоятельным / взрослым и отсутствием для этого социальных условий.

В результате получаем «реакцию эмансипации». В ее основе лежит стремление самоутвердиться и почувствовать себя независимой личностью. У подростков эта потребность может проявляться по-разному. Например, в виде демонстративного поведения, пренебрежения к правилам и запретам, в желании выделиться, в отвержении некоторых моральных норм и ценностей, и т. д. Это может давать всплески по отдельным поводам или проявляться одновременно в разных сферах.

4. Незрелость мозга.

Если пытаться подростка сделать правильным, удобным для окружающих, то с большой вероятностью в итоге можно получить несамостоятельную и инфантильную личность. Более того, вполне возможно, что через несколько лет этот выросший ребенок предъявит за это претензии. Другой вариант реакции подростка — это защита от взрослых в виде усиления «бунтарского» поведения. Почему?

Лобные доли мозга, отвечающие за целенаправленное поведение и механизмы саморегуляции, окончательно формируются только к двадцати годам. Поэтому многие подростки еще нуждаются во внешнем контроле.

5. Потребность в общении и принадлежности к группе.

Еще одна важная особенность подросткового возраста – это сильная потребность в общении со сверстниками и в принадлежности к какой-либо группе. Это почти инстинктивное стремление.

Подросток стремится найти свое место в группе сверстников и соответствовать требованиям этой группы. В этом стремлении есть глубокий психологический смысл.

Именно через включенность в групповое общение подросток примеряет разные социальные роли, учится контролировать различные формы поведения, участвовать в общей деятельности, развивает навыки общения, складывает представления о своей ценности. Другими словами, так подросток социализируется и обучается жить в обществе. Именно поэтому отсутствие друзей и отвержение в этом возрасте переживаются особенно остро.

И еще, как бы вам печально ни было, но мнение сверстников для подростка чаще гораздо важнее, чем мнение окружающих его взрослых.

6. Склонность к самоанализу.

Возникает склонность к самоанализу, подросток начинает размышлять о себе – какой я, кто я, зачем я, что со мной происходит, почему это со мной происходит… Как и во многих других сферах, здесь он тоже нуждается в помощи и подсказках со стороны своих близких.  Однако, если подросток заметит не дружественную позицию, рассуждать с вами он не станет.

7. Повышенная чувствительность.

Подростковому возрасту возрасту характерен эгоцентризм. Поэтому в размышлениях о себе подростки часто преувеличивают внимание окружающих к их мыслям, внешности, поведению, чувствам и другим проявлениям, к содержанию их личности вообще.

Поэтому у подростков отличает повышенная чувствительность к критическим замечаниям и оценочным суждениям в свой адрес. Они, в свою очередь, могут приводить к негативным защитным реакциям (негативизм, гнев, грубость и т.д.)

8. Максимализм.

Подростковому возрасту часто свойственен максимализм. Особенно нравственный, повышенное чувство справедливости, романтизм, склонность к преувеличению событий и чувств.

На основании перечисленных особенностей, завершу статью рекомендациями для родителей:

• не оскорбляйте и не высмеивайте своих детей-подростков,
• обращайте внимание на положительные черты (часто взрослые сосредоточены только на негативе),
• не требуйте того, что подростку еще не под силу,
• будьте справедливы,
• не переходите на личность, оценивайте только конкретные поступки.

В консультировании я вижу, что часто родители склонны опираться на эмоции и свои представления о подростковых изменениях. Это не всегда оказывается верным. Если возникают сложности, не затягивайте! Записывайтесь на консультацию.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *