Интересно узнать, как ваш ребенок видит себя в обществе?
Психологи часто используют в работе с детьми методику «Дерево с человечками». Эта методика удивительно точна для прояснения текущей ситуации.
Она поможет вам понять уровень самооценки ребенка, и то, как он воспринимает себя в обществе. Еще тест расскажет, как ребенок адаптировался в новых условиях. Это бывает актуально для 1 и 5 классов, и при смене школы.
Результаты теста с большой вероятностью укажут на проблемы ребенка, которым необходимо уделить внимание.
Как провести тест?
Распечатайте рисунок (вариант без нумерации человечков).
Ребенку можно предложить обвести ствол и ветки дерева коричневым цветом. Пока ребенок будет разукрашивать, он рассмотрит всех человечков. Затем предложите ребенку выслушать инструкцию.
Предлагаю вам рассмотреть два варианта инструкций и выбрать подходящий. Вы также можете придумать инструкцию под ситуацию, о которой хотите узнать больше подробностей.
Вариант 1. Для определения эмоционального самочувствия ребенка взаимоотношений со сверстниками.
«На дереве изображены человечки, которые ходят в лесной детский сад. Представь, что вы с ребятами из группы тоже оказались в этом лесном садике. Покажи, какой из этих человечков ты».
Детям старше 3,5 лет можно предложить разукрасить выбранный персонаж определенным цветом. А малышу 2–3 лет достаточно просто показать взрослому свой выбор.
Затем следует второй вопрос к ребенку:
«А может тебе нравится еще какой-то человечек, на месте которого ты бы хотел оказаться? Раскрась его другим цветом (или покажи)».
Если ребенок выбирает на вопрос двух человечков, обратите внимание, какой человечек был отмечен первым.
Исследование можно продолжить дальше. И тогда вы узнаете много интересного о жизни ребенка.
«Ты можешь определить других ребят на дереве? Покажи, где твои друзья? Где Саша, Миша, Юля и т.п. А может здесь есть воспитатели?»
Выбор других детей поможет проанализировать дружеские связи ребенка и выявить детей, общение с которыми не доставляет радости. Обычно выбор сопровождается комментариями ребенка, в которых раскрываются его отношения.
Очень показательно, если ребенок выбирает воспитателей или няню. Можно понять какую роль они для него играют.
Вариант 2. Для определения взаимоотношений в семье и в домашнем взаимодействии.
«На этом дереве расположено много человечков, в том числе и наша семья. Покажи, где здесь ты? Где мама, папа, брат, сестра?» Можно попросить ребенка найти бабушку и дедушку, даже если они проживают раздельно.
Глубокого понимания ощущений ребенка можно достичь, если до прохождения теста обсудить какою-то конкретную жизненную ситуацию. Тогда ответ на нее невольно отразится в результатах исследования.
Достоверность теста «Дерево с человечками» позволяет наблюдать за изменениями. Поэтому к нему можно возвращаться для контроля и анализа происходящих событий.
Результаты теста.
Сначала определитесь с номерами выбранных человечков по картинке.
Ну, а теперь можете ознакомиться с пояснениями теста.
1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.
2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.
4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.
5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.
9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.
13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.
8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.
10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.
14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и, возможно, даже начало депрессии.
20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.
16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.
Буду рада вашим комментариям.