Top.Mail.Ru

10 советов психолога для клиентов

konsultaciya-psihologa

Как получить максимум в работе с психологом?

Будучи клиентом психолога, приходится тратить драгоценные деньги и время. Я подумала, что стоит написать несколько советов для клиентов. Хочу объяснить, как свои вложения использовать максимально эффективно и получить от работы больше пользы.

1 совет — Используйте встречу целиком.

Работа с психологом может стать долгим, сложным, но вознаграждающим путешествием. 55-минутная встреча называется у психологов «терапевтический час». Используйте оплачиваемое вами время по полной. Приходите за 10 минут до начала часа. Вы сможете перевести дыхание, собраться с мыслями, подготовиться и настроиться на работу.

2 совет — Ведите записи.

Психолог работает с вами на консультации только 55 минут в неделю. Остальные 167 часов в неделю вы остаетесь сами с собой. Психотерапия лучше сработает, если вы будете:

  • записывать то, чему вы научились или что поняли во время встречи,
  • записывать ваше домашнее задание,
  • в течение недели отмечать изменения в себе и то, что вы хотели бы изменить.
3 совет — Задавайте себе вопросы: «Чего я хочу? Что я чувствую?»

Эти два вопроса — самые главные для тех, кто не знает, с чего начать разговор с психологом. Ответьте для себя на эти вопросы, и тема к обсуждению появится сама собой.

4 совет — Попробуйте что-то новое.

Работа с психологом — это прекрасная возможность  попробовать что-то за пределами шаблонов. Кто верит разуму — попробуйте поверить чувствам. Те, кто предпочитает слушать — попробуйте поговорить. Те, кто ведёт себя пассивно — попробуйте быть эффективным.  В ходе  этих экспериментов вы можете узнать, как другие люди реагируют на вас и ваши проявления.

И вот еще что. Если вы застряли на стадии «разговоров» о неважных мелочах, чувствуете, что вам нечего сказать, отвечаете из вежливости или молчите — задумайтесь. Вполне вероятно, есть какие-то более глубокие вещи, в которых вы не хотите признаваться сами себе.

И такие моменты — подходящее время, чтобы выяснить это. Продолжите фразы про себя: «Любопытно, почему это я сейчас…» или «Честно говоря, где-то глубоко, я чувствую…» Иными словами, пробуйте.

5 совет — Спрашивайте и говорите что угодно.

Иногда бывает, что строгий внутренний цензор клиента не позволяет задать какой-то вопрос. Кажется, что такой вопрос задавать просто глупо (нельзя, не по правилам, странно и т.п.).

На самом деле, клиенту разрешается спрашивать что угодно. Задача психолога — разобраться с этим вопросом и с границами, которые он затрагивает.

То же самое касается желания что-либо сказать. Даже если ваша мысль кажется вам глупой или не подходящей к ситуации. Пространство с психологом — это одно из немногих мест, где можно говорить все, что приходит в голову. Потому что каждая деталь может иметь важное значение.

Мой опыт показывает, что собственные теории клиентов о том, почему они оказались в данной ситуации, очень правдоподобны. Они часто указывают направление, где спрятана проблема.  Поэтому, лучше говорите.

6 совет — Проверяйте баланс.

В любое время вы можете проверять, насколько хорошо вы работаете вместе с психологом, насколько хорошо вы понимаете друг друга, помогает ли вам эта работа или причиняет боль. В идеале это вопросы для двусторонней дискуссии.

7 совет — Относитесь к работе с психологом, как к отношениям.

Пространство с психологом — это подходящее место для того, чтобы попробовать что-то новое. Это процесс, происходящий на нескольких слоях одновременно. Один слой — то, что происходит по существу вашего вопроса, а другой слой — это ваши отношения с психологом и результатами работы.

Например, в теме коррекции взаимоотношений с ребенком есть несколько слоев. Первый слой — это обсуждение симптомов взаимоотношений, рассуждения о возможных опасностях, всякие упражнения. А другой слой — ваши чувства по отношению к психологу и к процессу в следствии работы.

Раздражает ли вас психолог или нет; что вы думаете относительно возможного успеха или неуспеха в вашем запросе в целом; что происходит между вами в разговоре прямо сейчас и т.п.

Ваши чувства по отношению к психологу и процессу очень важны! Поэтому высказывайте их обязательно. Не нужно бояться их обсуждать. Зачастую именно обсуждение этих отношений и сдвигает процесс на шаг вперед.

8 совет — Просите объяснить.

Если специалист говорит что-то непонятное, то попросите объяснить, что это означает и какое отношение это может иметь непосредственно к вам.

9 совет — Не бойтесь окончания.

С самого начала работы обсуждайте ее окончание. Помните, что я сказала чуть выше: работа с психологом — это отношения. Огромное количество людей не умеет или боится качественно завершать отношения.

Согласитесь, просто взять и резко оборвать цикл занятий несложно. Ведь это привычка так расставаться с людьми и процессами. Иногда по-другому люди не умеют. Или не получалось раньше по-хорошему. Психотерапия может впервые стать для вас чем-то, с чем вы расстались хорошо. Почему бы не попробовать.

С другой стороны, есть клиенты, которые опасаются окончания из-за тревоги: «Что будет, если я перестану сюда ходить?» Разобраться с этими опасениями очень нужно. Если они у вас имеются — просто скажите об этом, не держите в себе.

10 совет — Позвольте себе измениться.

Многие люди вроде бы и хотели бы измениться. Но как только дело доходит до реальных усилий и реакции в виде изменений, то сразу возникает чувство дискомфорта, сопротивление и отказ. Хорошо бы принимать этот факт.  И одновременно другой факт. Если вы, действительно, ищете изменений, то положение дел и вправду могут измениться. И в итоге может оказаться так, что изменилось значительно больше, чем вы предполагали изначально.

К примеру, разлад в семье из-за отсутствия самореализации женщины могут потребовать большого пересмотра вашего отношения к жизни. Маленькой «подкрутки» настроек тут будет явно недостаточно.

И последний совет.

Позвольте себе увлечься процессом: психотерапия и вправду может сыграть важную и положительную роль в вашей жизни!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *