Откроем занавес…
Каждый специалист уникален и поэтому уникальными являются специфика работы и отношения психолога с клиентами. Расскажу, какими бывают первые встречи с людьми у меня.
При первом обращении (через чаты, социальные сети, телефонные звонки) я прошу клиента кратко обозначить тему работы. Бывает, что кому-то я сразу предлагаю обратиться к другому специалисту. Например, клиент обратился с темой, с которой я не работаю.
Когда человек приходит ко мне в первый раз в офис, я сообщаю, где расположена туалетная комната, где можно налить чай и кофе. При работе в онлайн я прошу человека приготовить безопасное пространство, теплый плед и стакан приятного напитка. Уверена, что ориентация в рабочем пространстве, возможность привести себя в порядок и забота о себе — очень важные моменты. Так у человека сразу снижается тревога. А это позволяет человеку полнее выразить эмоции и больше раскрыться.
На первой консультации мы говорим о том, что беспокоит, о желаемых результатах и о направлении работы. Еще я собираю «анамнез». В него входит:
- актуальная проблема,
- информация об интересах,
- предыдущие обращения к специалистам моего профиля,
- перенесённые заболевания (как физические, так и психические),
- данные о семье,
- информация о питании, сне
- и много чего ещё.
Всё сказанное клиентом конфиденциально.
Эта информация помогает мне лучше понять личность и её особенности, и далее выбрать подходящие технологии и рекомендации.
На любой из вопросов клиент может отказаться отвечать. Такое бывает, когда человек еще не готов о чем-то говорить.
Первая встреча обычно длится около полутора часов. Обычно, я озвучиваю гипотезы и рассказываю об определённых причинно-следственных связях, характерных для психики. Иногда рекомендую пройти обследование у врачей для исключения подозрений или получения необходимой медикаментозной помощи. Почему?
Человек — сложная система.
У одной проблемы корни могут опускаться в разных направлениях. Еще я предлагаю план на 3-5-10 консультаций и обозначаю цели, которые мы сможем достичь за выбранный период.
Если мы с клиентом понимаем, что работать над задачей комфортно обеим сторонам, то движемся дальше. Мы подписываем информационное согласие, в котором оговариваются условия уважения обоих сторон. Затем договариваемся о дате, времени следующей консультации и о частоте наших встреч.
При суицидальном риске подписывается антисуицидальный контракт.
Очень часто это встречается в консультировании подростков.
После первой встречи я даю задание для самостоятельной работы. Оно предполагает более глубокое знакомство с индивидуальными особенностями, реакциями, ресурсами и выгодами. На последующих консультациях эту информацию мы будем использовать для реализации поставленных задач.
Бывает, что первая консультация проходит совершенно иначе.
Например, человеку очень нужно выговориться, выплакаться в безопасной обстановке. И в таком случае не нужно беспокоиться, что консультация идёт не по плану. Это тоже нормально. Пока человек рассказывает, я делаю для себя записи. При возможности уточняю подробности.
И какими бы «ужасными» не казались человеку его переживания, каким бы «страшным» ни был рассказ, какими бы бурными не были эмоции, не следует беспокоиться о том, психолог «не выдержит» или «осудит».
Осуждение и морализаторство не входит в компетенции психолога.
Специальная профессиональная подготовка позволяет выносить много негатива. А при эмоциональном дисбалансе, я обращаюсь к своему специалисту по психическому здоровью и супервизору.
Подводя итог, добавлю, что при встрече с психологом время и пространство создаются именно для Вас! Где еще, как ни с психологом, Вы можете быть сами собой?!
До встречи, милый и уважаемый читатель!